Принят новый регламент для водителей и милиционеров

Принят новый регламент для водителей и милиционеров

Для инспекторов ГИБДД с 1 сентября начал действовать новый регламент, разработанный Министерством Внутренних Дел. В соответствии с ним, милиционеры не должны обращать внимание на служебные удостоверения автовладельцев, зато обязаны обращаться к ним исключительно на «вы». Кроме того, в 272 статьях регламента говорится о том, что собственники авто имеют право снимать милиционеров на камеру и записывать их на диктофон. Что касается инспекторов, то им легально разрешили устраивать засады на дорогах, а также проводить осмотр авто без составления протокола и привлечения понятых. По мнению юристов, пересматривать нужно было не регламент, а личный штат ГИБДД, поскольку следовать новым правилам придется все тем же людям.

Отметим, что распоряжение Министерства Внутренних Дел России N185 «О принятии Административного регламента МВД Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и наблюдению за соблюдением участниками дорожного движения требований безопасности дорожного движения» вступило в силу 1 сентября. Данный документ, датированный 2 марта текущего года, был одобрен Министерством Юстиции еще 18 июня. Он предписывает схему поведения дорожных инспекторов в различных ситуациях.

В частности, если инспектор останавливает автомобиль для осмотра, он обязан представиться, указав свою должность, фамилию и звание, а также объяснить, по какой причине им была остановлена машина. В целом он обязан вести себя вежливо, тактично и непредвзято. В случае, если владелец авто пытается дать милиционеру взятку, он должен от нее отказаться, поскольку инспекторы не имеют права принимать материальные ценности. Кроме того, все действия милиционеров водителям разрешается фотографировать или записывать на видео.

Отдельное внимание сотрудников МВД было уделено норме, согласно которой милиционеры должны игнорировать служебные удостоверения, демонстрируемые им некоторыми владельцами авто. Как рассказали сами сотрудники ГИББД, данный пункт появился в регламенте с целью изъятия водительских прав, например, у прокуроров, севших за руль в состоянии алкогольного опьянения. Кстати, оказалось, что водители-правозащитники могли лишиться прав и раньше, если бы все инспекторы придерживались принятых правил.

Стоит отметить, что среди владельцев машин новый регламент вызвал неоднозначную реакцию. Так, по словам Александра Холодова, руководителя межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов», предыдущий регламент заметно устарел для милиционеров, а некоторые его пункты попросту ими не выполнялись. А вот преобразованный указом министра внутренних дел документ полностью соответствует действительности. В частности, это касается разрешения на фото- и видеосъемку. При этом водители имели право записывать действия милиционеров на пленку и раньше, просто им не удавалось доказать инспекторам, что подобные действия не запрещаются Конституцией. Кроме того, все помнят трагический случай, когда год назад снимавший на мобильный телефон пьяного милиционера екатеринбургский водитель был им застрелен.

Как рассказал газете «Коммерсант» Виктор Похмелкин, являющийся лидером Движения автомобилистов РФ, обновленный регламент содержит много положительных моментов. В частности, речь идет о запрете милиционерам останавливать авто рядом со знаком, запрещающим остановку.

Как бы там ни было, а многие пункты регламента изменились не в лучшую сторону. Например, в документе не указан ясный список причин, разрешающий инспекторам тормозить автомобили. По словам Похмелкина, если раньше милиционеры могли остановить авто вне стационарных постов лишь в случае нарушения ПДД, то в настоящее время данного пункта не существует. Более того, в соответствии с пунктами 43 и 44 документа, легально разрешено скрытое ведение наблюдения за дорожным движением, используя при этом так называемые «природные и искусственные укрытия». Виктор Похмелкин уверен в том, что это полностью противоречит распоряжению президента РФ Дмитрия Медведева, согласно которому необходимо предупреждать нарушения, а не выявлять их.

По словам же Виктора Травина, президента Московской коллегии правовой защиты автовладельцев, новый регламент четко определяет разницу между досмотром и осмотром автомобиля. И если в случае с досмотром все ясно (в присутствии понятых производится осмотр личных вещей водителя), то с осмотром дело обстоит иначе. В регламенте четко не указывается, что это такое. А значит, инспекторы могут осматривать любые автомобили без составления протокола и присутствия понятых, говоря о том, что производят не досмотр, а осмотр. Мнение специалистов сходится только в одном – в течение первых месяцев после принятия регламента не избежать конфликтов между водителями и милиционерами. Первые просто не в курсе новых правил, а последние не знают, как их стоит правильно трактовать. В конечном итоге, все опять будет сводиться к требованию взяток.

*

*